В девять вечера начался концерт оперных певцов и певиц в одном из парков Анконы. Было уже темно - но только формально. Посередине - сцена, освещенная прожекторами, слева - кипарисы, обрамленные небом цвета заходящего солнца, справа - огни прекрасного анконского порта. Зрителей было очень много, а вот актеры, понятное дело, составляли меньшинство. В число их входили следующие личности: две певицы (лир-драм сопрано и меццо), два певца (тенора, л-д и драм), ведущая с прекрасно поставленным разговорным контральтом и с отличной дикцией, поэт-юморист и лирическая поэтесса, также кларнетистка (младшая сестра сопраны), бас-кларнетист и конечно же - the last but not the least - концермейстер. Концерт был под открытым небом и бесплатный, а любителей лирической (оперной) музыки собралось столько, что доставляли стулья + смотрели еще люди из ресторанов и баров поблизости сцены. Все было довольно камерно и мило. Только вот стихов и юмора было слишком много, а певцов слишком мало пускали петь. НО. Тем не менее - они пели, и вот как это выглядело.
Первым пел тенор, который постарше, арию Дика Джонсона из оперы Пуччини "Девушка с Запада". Ну, пел на-а-амного лучше наших оперных звезд, хотя он вроде не лучший в Италии певец - но вполне себе даже! Верхи у него звонкие, окраска темно-светлая - только иногда неритмично пел и на ноты въезжал. Потом вышел другой тенор - моложе всех исполнителей, довольно стройный как для тенора и черноволосый. Строил из себя дон Жуана (пел избитую Донну Которая Мобиле), но вот голос слишком высок. В результате получился сурьезный Герцог - интерпретация имеет право на жизнь. Но пел этот тенор хорошо, лучше всех услышанных мною на этой сцене солистов. Голос огромный, тембр одновременно яркий и темный - драмтенор, но до даже лирбаритона недостает низов, так что куда ему дон Жуана! А вообще молодец, лучше всех пел!
Потом была меццо-сопрано, которая пела, ясное дело, Хабанеру. Но это была самая нестандартная и, можно сказать, революционная трактовка образа Кармен! Это молоденькая и слегка истеричная Кармен, которая не строит из себя женщину-вамп - она пытается доказать всем (и первой себе), что она вообще-то... не боится жить! Робкая девушка, возомнившая себя роковой женщиной и поющая хабанеру как подпрыгивающий танец прекрасным как бы хрустальным и юным меццо-сопрано! Да, именно такой у нее голос - легкое меццо с очень оригинальным тембром, который производит впечатление юности и свежести. И вот тут самое странное и отличное в академвокале: при правильном пении голос сохраняет молодое звучание и в старости его обладателя. Пела этим робким и одновременно бойким меццо-сопрано дама лет за 50! Но какой образ она создала - ну совсем нетрадиционная Кармен! И все же, эта Карменсита - итальянка, в ней живут страсти и они очень даже хотят вырваться наружу, но только этот робко-бойкий голос может передать все их мучения в заточении.
И сопрано - пела Vissi d'arte. И опять оригинальная трактовка образа Тоски (которую все прямо до дыр заиграли)! Эта Тоска - уставшая Тоска, пережившая сильное потрясение страстная натура, которую даже ее голос порой не слушается из-за подкатывающих к горлу рыданий (насколько хрестоматийная фраза, и тем не менее сюда подходит). Это Тоска из романа Кримхильды, которая ненадолго даже почти потеряла голос. Вечер холодный, а ночь и того похуже, пережила девушка много, голос сел и петь не может тем звуком, который покорял Рим, но крик души невозможно сдержать. И это действительно молитва, какая-то неистовая и в то же время смирившаяся просьба. Верхний си-бемоль дрогнул, но не сломался об рыдания. Глаза певицы и после последнего звука все еще устремлены в небо.


@темы: Дневник "Фурья в Италии"

Комментарии
14.08.2011 в 04:36

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Но ты хочешь спеть Эльвиру - а для этого надо просто очень-очень постараться.
Я поставлю "Дона Джованни"! :fkr:
А на Эльвиру буду из зала смотреть
14.08.2011 в 05:10

Но если у тебя вдруг появится мечта ее таки спеть - ты должна ее осуществить, а то потом терзаться будешь. Долго и веристски.
15.08.2011 в 09:41

Kriemhild von Tronege
Так это главный элемент легенды! В том и суть, что этого гада могут наказать уже только сверхъестественные силы.
Слишком пессимистично :D Супер-монстров должны убивать герои, а не ходячие статуи. Уж лучше бы его кто-нибудь доообрый-доообрый замочил выстрелом в спину из-за угла.
С другой стороны, учитывая, что всю оперу дон Жуан проводит в качестве неудачливого злодея, вероятно, в итоге они бы его все-таки доконали и сами, если бы не эта статуя.

К вопросу о привлекательности Дона Джованни :eyebrow:
Не-а, привлекательность персонажа и классная работа исполнителя роли по его воплощению это все же разные вещи.

И мне очень нравится Эльвира; я, впрочем, вообще хорошо отношусь к этому персонажу, и она меня интересует больше донны Анны...
Меня, честно говоря, ни одна из них не интересует как персонаж.... Но музыка красивая, особенно у Эльвиры)))

Colorafuria Он делает злодейства не просто потому, что ему так нравится, теперь для него это как своеобразный темный кодекс чести.
Кдекс чести у дона Жуана? Да ну, человек просто забил на всех и вся и беспредельничал. Я совершенно уверена, что если бы ему захотелось побыть добрым, он бы себе и в таком удовольствии не отказал.
Ты ведь сама сказала, романтических бунтующих страдальцев и без дона Жуана хватит, а у него другой случай. И тут же говоришь про следование темному кодексу чести вопреки скрытому желанию быть хорошим - это же махровейший романтический страдалец.

Про сравнение способов завоевания женщин у герцога Мантуанского и дона Жуана:
"у меня есть деньги, мне все можно"
А дон Жуан подходил к простой девушке и говорил ей, что он - дворянин - хочет на ней жениться. Это не оно что ли?
"ой, я такой бедный-разнесчастный, пожалейте меня"
А это сцена дон Жуан под окном Эльвиры, где он потом оставил за себя Леопорелло. Там ведь как раз было "ох я разнесчастный и раскаявшийся". Да так, что донна Эльвира жалостью прониклась аж до конца оперы.
Плюс была в опере попытка изнасилования.
Какими еще способами завоевания женщин пользовался оперный дон Жуан?

Когда я пришла в музыкалку, у меня было пять верхних ноток. До, ре, ми, фа, соль. Второй октавы.
Ага. У меня, когда я только пришла учиться, диапазон был ре первой - до второй. :D Выше-ниже нема. И голос маленький-маленький.
И вот прихожу я в первый раз на прослушивание к будущему своему преподу, а у нее как раз занятие с меццо-сопрано с 4 курса (голос у девушки такой, что, когда это не на сцене, а в учебном классе, от громкости хочется затыкать уши). У меня тогда было большое-большое желание ыспугаццо, сползти на пол и тихонечко - под стульями, под стульями - выскользнуть из этого места, куда я зачем-то попала... :D
15.08.2011 в 12:16

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Слишком пессимистично Супер-монстров должны убивать герои, а не ходячие статуи. Уж лучше бы его кто-нибудь доообрый-доообрый замочил выстрелом в спину из-за угла.
Дело не в этом. Легенда о Доне Жуане не сущесствует без статуи :crznope:

Да ну, человек просто забил на всех и вся и беспредельничал. Я совершенно уверена, что если бы ему захотелось побыть добрым, он бы себе и в таком удовольствии не отказал.
Позвольте с вами полностью согласиться :) . Кстати, да, это отчатсти такой Свидригайлов, ищущий разнообразных удовольствий, - может, он и в милосердие игрался, чтобы попробовать, каково оно. Но быстро решил, что уж очень скучно :)

И вот прихожу я в первый раз на прослушивание к будущему своему преподу, а у нее как раз занятие с меццо-сопрано с 4 курса (голос у девушки такой, что, когда это не на сцене, а в учебном классе, от громкости хочется затыкать уши). У меня тогда было большое-большое желание ыспугаццо, сползти на пол и тихонечко - под стульями, под стульями - выскользнуть из этого места, куда я зачем-то попала...
Ага. Как я хорошо это понимаю :( . У нас в учле действительно голосистых не было, и то я была "самое никто". Но зато меня было нескучно слушать, а многие из нашиз - натурально, поющие столбики (это я к тому, чтобы Колорафурия не говорила о моём комплексе неполноценности :D )
15.08.2011 в 13:35

Kriemhild von Tronege
Легенда о Доне Жуане не сущесствует без статуи
Угу, легенда. Просто вот как это смотрелось в те времена: так плохо, что аж сверхъестественные силы покарали - ужас. И как сейчас: так круто, что больше никому не под силу остановить - супер. :D Вот за это и недолюбливаю.

может, он и в милосердие игрался, чтобы попробовать, каково оно. Но быстро решил, что уж очень скучно
Думаю, что так оно и было))

а многие из наших - натурально, поющие столбики
Я, пожалуй, как раз поющий (и пока что так себе) столбик. :D Но за год, что меня учили петь, оказалось, что голос у меня есть и не маленький, несмотря на его почти полное отсутствие до обучения. И это безобразие с изначальным верхним пределом в виде до второй октавы еще и оказалось сопрано. :D В общем, под чем только у людей порой не прячутся их будущие поставленные голоса...
15.08.2011 в 14:05

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Угу, легенда. Просто вот как это смотрелось в те времена: так плохо, что аж сверхъестественные силы покарали - ужас. И как сейчас: так круто, что больше никому не под силу остановить - супер.
Я, очевидно, осталась в тех временах :) . Не представляю, где здесь может быть "супер", когда страх такой.

Я, пожалуй, как раз поющий (и пока что так себе) столбик. Но за год, что меня учили петь, оказалось, что голос у меня есть и не маленький, несмотря на его почти полное отсутствие до обучения.
Завидую :) . А мне так всю дорогу и говорили: бери артистизмом, бери артистизмом :D
15.08.2011 в 14:42

Kriemhild von Tronege
Не представляю, где здесь может быть "супер", когда страх такой.
Например вот так: а на самом деле статуи не ходят, смекнули?))) так что ничего не опасаемся и делаем, как он.

Завидую .
Ну, пока, пожалуй, не стоит: мне еще учиться и учиться, чтобы меня можно было пускать на сцену :)
15.08.2011 в 16:10

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Например вот так: а на самом деле статуи не ходят, смекнули?))) так что ничего не опасаемся и делаем, как он.
Даже если бы ДЖ пристрелила Донна Анна - не думаю, что на кого-то это подействовало в воспитательных целях. Другое дело, что это просто, а сцена прихода Коммандора - это... ну, словом, Раймонди в фильме это сыграл.
Я вообще сомневаюсь, что искусство может воздействовать на нравственность. Или, тем более, припугнуть потенциального насильника статуей Командора :gigi: . Ну не напугаешь их ничем.
15.08.2011 в 20:01

Kriemhild von Tronege
Другое дело, что это просто, а сцена прихода Коммандора - это... ну, словом, Раймонди в фильме это сыграл.
Ну да, драматического потенциала тут побольше.
Хотя... вот обошлись же в "Тоске" без чертовщины, а тоже получилось весьма драматично. :)

Пугать потенциальных насильников... наверное, да, вряд ли. Хотя кто их знает, а вдруг они ночами караулят жертв, а днем оперы смотрят. А что, дон Жуан, пожалуй, и смотрел... :D Но его, действительно, проблематично напугать.
Вообще, кажется, мне сложновато объяснить, зачем же мне хочется другой концовки. Хм, может, и не в поучительности оперы дело, а в том, что я просто не люблю в операх чертовщины, если там сразу не заявлена фэнтезийность, и поэтому меня так раздражает эта ходячая статуя. А, может, у меня даже дон Жуан вызывает сочувствие за то, что ему на голову свалилось это каменное чудо (это вообще единственный момент оперы, где я болела за дона Жуана, а не против него). В общем, затрудняюсь сказать за что именно, но ох не люблю я этой концовки :D
15.08.2011 в 20:17

И тут же говоришь про следование темному кодексу чести вопреки скрытому желанию быть хорошим - это же махровейший романтический страдалец.

Вполне возможно. Ведь мои любимые композиторы - как раз романтики. Вот и вышло "с кем (или с чьей музыкой) поведешься, того и наберешься так, что тебе и другим мало не покажется".

А вы говорите, говорите - я послушаю))
15.08.2011 в 20:17

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Хотя... вот обошлись же в "Тоске" без чертовщины, а тоже получилось весьма драматично.
Ну-у, это произведения разных эпох и про разное. И донна Анна - отнюдь не Тоска. И вообще вся ситуация иная.

Хотя кто их знает, а вдруг они ночами караулят жертв, а днем оперы смотрят.
Сомневаюсь в высокой культуре большинства "профессионально" этим занимающихся насильников... Но ДЖ точно оперы слушал.

А, может, у меня даже дон Жуан вызывает сочувствие за то, что ему на голову свалилось это каменное чудо (это вообще единственный момент оперы, где я болела за дона Жуана, а не против него).
Мне, честно говоря, кажется, что каменное чудо как раз для этого эффекта и было придумано ;-) . Поэтому ДЖ и не дожен быть положительным-симпатичным - а сволочь сволочью, но эта сволочь ведёт себя отважно и гордо в самый страшный момент своей жизни :) . Как-то так.

В общем, затрудняюсь сказать за что именно, но ох не люблю я этой концовки
Меня ужасно раздражает загипсованный бас в роли Правосудия Из-за Гроба. Но музыка как прошибла напрочь, так и не отпускает :)
15.08.2011 в 20:28

Какими еще способами завоевания женщин пользовался оперный дон Жуан?

Откуда мне знать. Я имела в виду вообще ДЖ как персонажа литературного и оперного. Но раз список насчитывал пресловутые Милле Трэ - все-таки, были и оригинальные подходы помимо описанных тобой.
Про разнесчастного бас-баритона: см. "Трактат о баритонах" Консуэло: баритоны УМЕЮТ быть несчастными (пусть и мнимо) без ущерба для их мужественности.
Про насилие: см. оперу "Тоска".
Про дворянскую женитьбу: а все же ДЖ не герцог и властью во зло пользуется тоже, но власть его "гипнотическая над женщинами", а не власть административная и горы денег. Не думаю, что ДЖ купил Церлину, Эльвиру или еще там кого, как это делал с женщинами Герцог. Но и он иногда очень даже покупал. Просто для Герцога это был основной способ дамозавоевывания. А когда невольные и по своей воле шлюхи кончились, он принялся за невинную девочку Джильду. И к ней, разумеется, другой подход нужен.
Просто ДЖ - более использованный в литературе образ, чем Герцог, поэтому про него можно судить только из оперы да пьесы "Король забавляется". А про ДЖ писали все, кому не лень - вот и напридумывали ему побед кроме классической донны (доньи, доны) Анны (Аны).
15.08.2011 в 20:37

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Но раз список насчитывал пресловутые Милле Трэ - все-таки, были и оригинальные подходы помимо описанных тобой.
Бог мой, да для Миллэ Тре как раз нужно пользоваться проверенными, банальными, старыми как мир способами. Как раз большинство женщин на них и попадётся. Да и есть ли вообще какие-то "оригинальные способы"? Это же всё проверенно и отточенно веками :)

баритоны УМЕЮТ быть несчастными (пусть и мнимо) без ущерба для их мужественности.
Я сразу вспомнила, с каким счастьем на лице Джованни в саду выкрикивал: "Смерти! Смерти!" :lol:

а не власть административная и горы денег.
Между прочим, существует такая вещь, как обаяние власти. См. того же Скарпиа.

Не думаю, что ДЖ купил Церлину,
Церлину фактически покупал - роскошью, дворянским титулом.

А когда невольные и по своей воле шлюхи кончились, он принялся за невинную девочку Джильду. И к ней, разумеется, другой подход нужен.
Думаю, у него и до Джильды таких девочек было как собак нерезанных.

Просто ДЖ - более использованный в литературе образ, чем Герцог,
и более глубокий, глубже разработанный, с куда большим вложенным смыслом.
15.08.2011 в 20:52

для Миллэ Тре как раз нужно пользоваться проверенными, банальными, старыми как мир способами. Как раз большинство женщин на них и попадётся.
Такие женщины, как ты или я - ни за что!))))

Я сразу вспомнила, с каким счастьем на лице Джованни в саду выкрикивал: "Смерти! Смерти!"
Мнямм!!!

Между прочим, существует такая вещь, как обаяние власти. См. того же Скарпиа.
Это да. Но у Скарпиа - не только обаяние власти. Будь ОН художником, а Дося - шефом полиции... вряд ли у Тоска к Доське была бы хоть тень такого же отношения, как к Скарпиа на той же должности. Потому что Скарпиа сам по себе - человек дикой харизмы.

Церлину фактически покупал - роскошью, дворянским титулом.
Церлина - та еще штучка, мнимая наивность и все такое. Послушай ее музыку - и все понятно станет. Она доконает еще своего бедного Мазетто, честное фуриозное!

Думаю, у него и до Джильды таких девочек было как собак нерезанных.

Вот, и к ним подход нужен другой, не такой, как к шлюхам со стажем.

и более глубокий, глубже разработанный, с куда большим вложенным смыслом.
И поучительный, ведь его пороки наказаны. А Герцог вышел сухим из воды! Вот чмо!
15.08.2011 в 21:10

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Такие женщины, как ты или я - ни за что!))))
Не знаю, как ты, а за себя не поручусь. Я очень неизбалованная.

Будь ОН художником, а Дося - шефом полиции... вряд ли у Тоска к Доське была бы хоть тень такого же отношения, как к Скарпиа на той же должности.
Ой, ну это вообще невозможная ситуация. Ну не художник он. И тем более Дося - ни разу не шеф полиции. Скарпиа всё равно бы пошёл работать в области, связанные с гос.аппаратом и подчинением. Призвание это его :)

Она доконает еще своего бедного Мазетто, честное фуриозное!
Вот тут полностью согласна. Но методика Джованни от этого не меняется :eyebrow:

Вот, и к ним подход нужен другой, не такой, как к шлюхам со стажем.
Зря ты на графиню Чепрано так :)

И поучительный, ведь его пороки наказаны. А Герцог вышел сухим из воды! Вот чмо!
Эпоха была уже другая. Не такая идеалистская :)
15.08.2011 в 21:35

Не знаю, как ты, а за себя не поручусь. Я очень неизбалованная.

За себя ручаюсь. Даже при всей неизбалованности. А она у меня - из-за сама знаешь чего - еще порой очень даже такая как у тебя, если не больше.

Ой, ну это вообще невозможная ситуация. Ну не художник он. И тем более Дося - ни разу не шеф полиции. Скарпиа всё равно бы пошёл работать в области, связанные с гос.аппаратом и подчинением. Призвание это его
Да, НО. Невозможное возможно. Я просто хотела объяснить то, что обладай Дося властью - харизмы она бы ему не прибавила. Но харизма - понятие относительное. Оно субъективно - иные люди видят харизму у вон того, а другие ее там напрочь не видят. И наоборот! В нашем (скарпиефильском) случае то же. Мы любим г-на Вителлио, а другие - г-на Марио. И поэтому с другой т.з. так же можно утверждать, что профессия художника не добавит Скарпию харизмы.:gigi:
15.08.2011 в 21:45

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
еще порой очень даже такая как у тебя, если не больше.
Не больше.

Я просто хотела объяснить то, что обладай Дося властью - харизмы она бы ему не прибавила.
Я не о харизме. Если уж на то пошло, у него были бы другие манеры - более начальственные. Военная выправка. Мундир, наконец! Он красит даже теноров.

Оно субъективно - иные люди видят харизму у вон того, а другие ее там напрочь не видят. И наоборот! В нашем (скарпиефильском) случае то же. Мы любим г-на Вителлио, а другие - г-на Марио.
Нет, харизма или есть или нет. Другое дело, что кто-то этого человека не любит. Вот возьмём синьора Вителлио в самом лучшем исполнении - исполнении синьора Раймонди. Даже такие полярные интерпретации, как римское "реалити-шоу" и фильм Жако. Харизма просто фонтанирует! и никто не поспорит с тем, что это сильная, масштабная личность, одарённый и умный человек... если вообще человек, во втором случае. В первом случае он очень обаятелен, во втором - просто до ужаса страшен. В обоих случаях он влияет на людей и управляет ими.

И поэтому с другой т.з. так же можно утверждать, что профессия художника не добавит Скарпию харизмы.
Это точно. Вообще не представляю его себе в такой роли. Это была бы другая личность.
16.08.2011 в 00:13

Не больше.
Откуда тебе знать?
Я не о харизме. Если уж на то пошло, у него были бы другие манеры - более начальственные. Военная выправка. Мундир, наконец! Он красит даже теноров.
Все равно его характер это бы не изменило. Творческий человек - он и в мундире творческий. В случае Марио - даже поэтическая натура (я не про Каррераса), страдающий и/или глубоко переживающий субъект. Военная выправка все равно оставила бы его бунтарем (фи, если честно, хоть повстанцев я люблю - но несколько иных. И вообще, мятежная натура у нас я. Тот, кого изберу я, должен быть противоположностью).
Но про мундир и то, что он красит даже теноров. Даже Тонио из "Дочери полка" с ужасными девятью дошниками-легендами выглядит мужчиной в капитанской форме. И я его уважаю за то, что он из любви к Мари пошел в ее полк (другое дело, что потом ее оттуда забрала нашедшаяся мама-маркиза, пытаясь сделать из солдатки светскую даму - что провалилось), да и плюс то, что Мари его не отвлекала от службы (ее не было в полку тогда) и поэтому он таки сумел дослужиться до такого звания (хоть до поступления туда был просто сельским соплячком в потешных бюргерских штанишках).

Нет, харизма или есть или нет.
Хильди, харизма может все же измеряться степенью симпатии к персонажу. Вот, к примеру, Агнета не любит персонажей с темной харизмой = для Агнеты у Скарпиа харизмы фактически нет (хоть на самом деле она есть, и еще какая!). Просто не все это видят.
Так было всегда, так есть, и так будет: каждый видит то, что хочет видеть.

В первом случае он очень обаятелен, во втором - просто до ужаса страшен. В обоих случаях он влияет на людей и управляет ими.
В этом его вся фишка. Мужчина должен быть властным, иначе он - что-то не то. Особенно для такой женщины, как Тоска и ей подобные.

Это точно. Вообще не представляю его себе в такой роли. Это была бы другая личность.
Но согласись - художник этот был бы чем-то экстраординарным. Таким, что рушит все "художественные" штампы. И вообще странным человеком. И картины у него были бы странные. Вполне возможно рождение сецессии почти на век раньше.
16.08.2011 в 01:04

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
В случае Марио - даже поэтическая натура (я не про Каррераса),
Каррерас - поэтическая натура. И от своей Тоски просто растекается лужицей :) . Но он это поёт и играет со вкусом, а не размазывает сопли по партитуре. ;-)

(фи, если честно, хоть повстанцев я люблю - но несколько иных.
А во мне живёт проклятый милитаризм, невольная тяга к монархии и любовь к men in uniform. :alles: Поэтому, - помнишь предысторию "Тоски"? - армия сан-федистов под командованием кардинала Руффо мне ближе каких-то левых фрацузов, которые пришли "уничтожать тиранию" в Неаполе.


Хильди, харизма может все же измеряться степенью симпатии к персонажу.
Ты путаешь харизму с обаянием и симпатией. Вот тебе, скажем, Википедия: "это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других"

Но согласись - художник этот был бы чем-то экстраординарным. Таким, что рушит все "художественные" штампы. И вообще странным человеком. И картины у него были бы странные. Вполне возможно рождение сецессии почти на век раньше.

Не верю! У него нет художественного таланта, а если был бы - он не был бы бароном Скарпиа, вернее, он был вообще другой личностью. Он талантливый управленец и администратор, сыщик и службист, голова у него варит, у него дар к интриге и очень яркие лидерские качества (т.е. та самая харизма). Ба, он может даже быть эстетом и знать толк в искусстве. Он он, во-первых, не разрушитель стереотипов - он, напротив, поддерживает существующий порядок. Он консерватор, ревностный католик и монархист. И наверняка он морщился на революционные штудии Каварадосси ;-) А, во-вторых, у него совсем по-другому вариат голова. Нельзя просто вбухнуть в человека талант; если б Скарпиа был носителем художественного таланта, он был бы другим человеком.
Что же касается Каварадосси в мундире - это зависит от того, какой Каварадосси. Более-менее головой и решительностью обладает, ИМХО, только Каррерас и Кауфманн. И то - они-то как раз бунтари, а не госаппаратчики.
16.08.2011 в 14:27

Kriemhild von Tronege
Поэтому ДЖ и не дожен быть положительным-симпатичным - а сволочь сволочью, но эта сволочь ведёт себя отважно и гордо в самый страшный момент своей жизни
Угу :) :) :)
Мне, честно говоря, кажется, что каменное чудо как раз для этого эффекта и было придумано ;-) .
А вот про это-то я и говорила, что восприятие концовки со временем развернулось с очерняющей образ на придающую образу очарования. Я думаю, что в те времена, когда придумывали сюжет, правосудие из-за гроба было бы ни разу не поводом посочувствовать тому, кого оно покарало, а, напротив, свидетельством того, что этот человек беспросветно отвратителен. Нежелание покаяться перед смертью тогда в число уважаемых черт характера не входило. И нечеловеческая кара никому сочувствия не добавляла.

Поэтому, - помнишь предысторию "Тоски"? - армия сан-федистов под командованием кардинала Руффо мне ближе каких-то левых фрацузов, которые пришли "уничтожать тиранию" в Неаполе.
Предыстория "Тоски"? С французами в Неаполе и армией Руффо? *глаза у меня загораются интересом* А что это за предыстория?

Colorafuria
баритоны УМЕЮТ быть несчастными (пусть и мнимо) без ущерба для их мужественности.
Так, а если я скажу, что теноры вообще ни в какой ситуации не бывают мужественными, а баритоны мужественны всегда, я очень далеко уйду от твоего мнения? ;)


На счет власти, Скарпиа и его харизмы... а вот представим на минутку, нет, не то, что он художник (это, правда, будет другой человек), а, например, что наступил 1805 год, в Рим пришли французы и Скарпиа остался без работы и без власти. Вот каким он будет и что тогда останется от его харизмы?
(В моем представлении харизма Скарпиа = жесткий человек, подходящий для власти. То есть бывают люди при власти без харизмы, но бывает ли у таких людей, как Скарпиа, харизма без власти?)
16.08.2011 в 15:12

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
А вот про это-то я и говорила, что восприятие концовки со временем развернулось с очерняющей образ на придающую образу очарования.
Почему очерняющей-то, я никак не пойму? Наоборот, он предстаёт трагическим героем, какое уж тут очернение. У нас на дворе XVIII век, покаяния не в моде были.

Предыстория "Тоски"? С французами в Неаполе и армией Руффо? *глаза у меня загораются интересом* А что это за предыстория?
О-о, ну, во-первых, существуют исторические события, предшествовашие захвату Рима неаполитанцами, во-вторых, есть пьеса Сарду, по которой написана опера и где всё рассказано подробно, в том числе кой-что изз биографий героев. читать дальше

а вот представим на минутку, нет, не то, что он художник (это, правда, будет другой человек), а, например, что наступил 1805 год, в Рим пришли французы и Скарпиа остался без работы и без власти. Вот каким он будет и что тогда останется от его харизмы?
Это зависит от того, какой Скарпиа, кто его играет - ведь они оченьь разные бывают. Я так предполагаю, что он мог схилять из города до захвата его французами - в конце концов, время было. Во-вторых, он мог остаться работать под прикрытием, организовать агентурную сеть в Риме... Если он человек, привыкший к власти, причём эдакий "серый кардинал", он не потеряет этого своего качества - быть властным, уметь влиять на людей. Тем более что вряд ли он был бы сломлен захватом Рима. Неаполь вон захватывали, и ничего, отхватили обратно. Харизма - это врождённое, а привычка руководить въедается в человека, как кислота.
16.08.2011 в 18:01

Kriemhild von Tronege
У нас на дворе XVIII век, покаяния не в моде были.
Но литературные прототипы идут из XVII века, а легенда возникла и того раньше. Уж там-то точно было в моде благочестие и покаяние. На счет XVIII века, конечно, уже спорно (ну то есть у кого-то было у кого-то не было), но мне кажется, что все же не в моде покаяния становятся чуть позже - ну хотя бы со времен, если не массового атеизма, то массового романтизма.

Исторические события вокруг "Тоски" я представляю неплохо. Пьесу Сарду не то, чтобы читала, но по диагонали просматривала. А вот на счет фанфика я как раз и оживилась, подумав, что речь идет о нем. :) Я, кстати, о нем уже слышала, но не представляла, что там имеется такой военно-политический размах. А можно мне почитать фанфик?

Харизма - это врождённое, а привычка руководить въедается в человека, как кислота.
Хм, интересно. Нет, мне честно говоря, Скарпиа видитс либо счастливо сбежавшим за границу, либо быстренько преданным кем-нибудь типа "обожающего" его запуганного им Сполетты и влипшим в расплату за былые антиреволюционные подвиги. Хотя... действительно, интересно. Надо пофантазировать...
16.08.2011 в 18:58

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Но литературные прототипы идут из XVII века, а легенда возникла и того раньше.
Реальный дон Хуан жил то ли в XIV, то ли в XVI веке, но это совершенно неважно - мы всё-таки говорим об опере Моцарта, насколько я понимаю. И не думаю, что смерть Дона Жуана наполняла зрителей эпохи Ренессанса таким уж отвращением - разве что на уровне спецэффектов: "Смотри, смотри, какие бесы и языки огня! У-у, как Дон Жуан страшно помер!" :) .

ну хотя бы со времен, если не массового атеизма, то массового романтизма.
Ну так для XVIII века вполне подходит это описание. Время если не атеизма, то цинизма :) - в высших слоях общества, конечно, но, собственно, опера писалась не в расчёте на крестьян.

Исторические события вокруг "Тоски" я представляю неплохо. Пьесу Сарду не то, чтобы читала, но по диагонали просматривала. А вот на счет фанфика я как раз и оживилась, подумав, что речь идет о нем. Я, кстати, о нем уже слышала, но не представляла, что там имеется такой военно-политический размах. А можно мне почитать фанфик?
Я так и полагала, что вы в курсе, но точно не знала и решила, что лучше перебдеть, чем недобдеть :D . Фанфик - всегда пожалуйста, вполне можно прочесть, он висит у меня в ЖЖ, хоть и в несколько неотредактированном варианте. "Почищенный" я могу перевешать или просто вам прислать :bravo: . Только вы мне потом расскажите, на что оно было похоже ;-) Но я вас сразу предупреждаю: это целый роман и там один Марио похож на нормального Каварадосси. :gigi:

Нет, мне честно говоря, Скарпиа видитс либо счастливо сбежавшим за границу, либо быстренько преданным кем-нибудь типа "обожающего" его запуганного им Сполетты и влипшим в расплату за былые антиреволюционные подвиги.
Заграница - понятие относительное, он мог свалить обратно в Неаполь, а, когда французы пришли и в Неаполь, то - с королём на Сицилию. Но лично мне он кажется слишком гордым и деятельным для этого. Ему нужно делать французам гадости :) . Но попасть к французам он, конечно, мог. И совсем не факт, что его бы казнили - перевербовали бы, а он втихоря работал бы на неаполитанцев. И заодно на англичан и немцев :-D Что касается Сполетты, то это зависит от того, какой Сполетта. У меня вполне чёткие представления о нём, и такой бы шефа не предал :)
16.08.2011 в 20:27

Kriemhild von Tronege
но это совершенно неважно - мы всё-таки говорим об опере Моцарта, насколько я понимаю.
Об опрере. Но здесь я имела ввиду исток сюжета - то есть легенду - и то, как этот сюжет теперь воспринимается в опере. Ну ладно, пусть он даже воспринимался в опере в XVIII веке так же, как в XXI, хотя я продолжаю в этом сомневаться, не такие уж они и циники, не считая отдельных господ Вольтеров и иже с ними, эти люди XVIII века. Многие отнюдь не темные люди продолжали смотреть на мир не так. Ладно, не важно. Но получается, что каменный гость в оперу перекочевал как важный сюжетный момент, а сам при том сменил полярность. Интересная такая получилась верность сюжету первоисточника.

А можно ссылку на фанфик в ЖЖ? ЖЖ я нашла, но сразу на виду там фанфика не лежит, а искать мне лень, когда так велик соблазн спросить. :)
Не обещаю, что прочитаю целый роман, но, если понравится, то прочитаю. В любом случае что-нибудь расскажу)))
Вообще интересный рисуется Скарпиа из фантазий о том, как он мог бы, если бы...
16.08.2011 в 20:44

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Ну ладно, пусть он даже воспринимался в опере в XVIII веке так же, как в XXI, хотя я продолжаю в этом сомневаться, не такие уж они и циники, не считая отдельных господ Вольтеров и иже с ними, эти люди XVIII века.
*задумчиво* а может, мы и о современниках мнения слишком плохого... :)

А можно ссылку на фанфик в ЖЖ? ЖЖ я нашла, но сразу на виду там фанфика не лежит, а искать мне лень, когда так велик соблазн спросить.
Ссылку пришлю, только вот сначала перевешаю там чистовой текст.
У меня Скарпиа оказался уж очень живучий... :D
17.08.2011 в 02:40

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, я сослалась у себя в дневнике